⭐www.topzvuk.com - Музыка для всех!
---------------------------------------------------
▶Концертная звукорежиссура
Работа звукорежиссера с живым звуком в условиях малой концертной площадки
часть первая
Автор: Илья Бузовир
Работа звукорежиссера с живым звуком в корне отличается от студийной работы. Мне довольно часто приходилось наблюдать, как студийные звукорежиссеры, приходя с музыкальной группой на концертную площадку, сразу же сталкиваются с множеством проблем, про которые они раньше только слышали, а может и не слышали вовсе. Поэтому часто случается так, что даже старые опытные звукорежиссеры, проработавшие на студии не один десяток лет, просто-напросто теряются и передают бразды правления (микшерный пульт) в руки штатного звукорежиссера или техника. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих при работе с живым звуком и о том, как их можно избежать. В качестве примера будет приводиться работа на малой концертной площадке, так как именно на таких сценах (клубы, рестораны, казино, караоке-бары) работать обычно сложнее всего.
Работа с живым коллективом обычно делится на два этапа. Это настройка звука (sound check) и, собственно, само концертное выступление. Настройка, как это ни странно, занимает иногда намного больше времени, чем сам концерт. Во время настройки на плечи звукорежиссера ложиться вся ответственность за будущий звук, начиная от состояния инструментов, и заканчивая звуком в мониторах.
В каком-нибудь клубе или ресторане, настройка обычно происходит в присутствие большего количества посторонних людей, это иногда очень мешает, так как эти люди пришли отдохнуть и могут кричать, буянить, петь и так далее. Ни в коем случае не стоит обращать на это внимание, ведь вам платят за работу и вы должны ее делать, а обо всем остальном позаботится администрация. При работе с каким-нибудь именитым музыкальным коллективом, вам конечно будет выделено отдельное время для настройки, когда кроме вас и музыкантов рядом никого не будет, но когда для музыкантов музыка является не основной профессией, они редко могут выкроить отдельное время для саунд чека и настройка звука происходит перед концертом в предельно сжатые сроки. Вот здесь как раз и всплывает первое отличие, которое вводит звукорежиссеров студийников в ступор. У вас ограничено время! Если на студии вы можете лениво пробовать то или иное действие, применять обработки, если не понравится их убирать, в перерывах попить чайку или кофе и подумать о природе звуковых явлений, то здесь, на концертной площадке у вас есть пять человек музыкантов и тридцать минут времени, за которые вы должны из них сделать полноценно звучащий музыкальный коллектив. А если не успеете, или успеете, но плохо – то вы плохой звукорежиссер, и в следующий раз они позовут другого на ваше место.
Теперь поговорим о самой настройке, о том, что нужно делать и какие проблемы могут возникнуть. Если вы работаете с конкретной группой, вам нужно приучить их к тому, что во время саунд чека вы самый главный для них человек, они просто обязаны беспрекословно вас слушаться. Если вы сразу об этом договоритесь, то вы сэкономите огромное количество времени и нервов, которые тратятся на вызывание на сцену бас-гитариста, который пошел пить пиво в соседний ларек во время настройки звука. Если вы говорите, что настраиваются барабаны, остальные молчат, то барабанщик выполняет ваши команды, а остальные МОЛЧАТ! Не разыгрывается пианист, не распевается певица, и гитарист не настраивает комбик. Все ждут своей очереди. Дисциплина в концертной практике очень важна.
Следите за состоянием инструментов. Бывает так, что музыкант по забывчивости, из-за лени или отсутствия средств, а может просто потому, что он творческая натура и все мирское ему чуждо, играет на одних и тех же струнах по пол года. Объясните ему, что это негативно влияет на звук инструмента (гитары или бас-гитары), что струны желательно менять каждые две-три недели, что они растягиваются и так далее. Если у барабанщика мятый пластик, то пластик нужно поменять, фонит комбик – проверить шнур, чаще всего проблема в нем, скрипит педаль большого барабана – нужно смазать. Подсказывая музыкантам, казалось бы, такие очевидные вещи, работая с ними не только как техник, но и как человек, вы заслужите уважение к себе от членов группы, и хороший качественный звук самих инструментов на протяжении долгого времени.
Следующая неожиданность, с которой обычно сталкиваются звукорежиссеры, приходящие на концертную площадку из студии звукозаписи – это то, что регуляторы GAIN микшерного пульта очень редко используют на полную. Так как эта регулировка отвечает за чувствительность канала, то подключая к этому каналу микрофон или какой-либо акустический инструмент, его редко выкручивают больше половины, иначе микрофон просто напросто начинает «заводиться». Причем регулятор GAIN в этом случае отвечает именно за чувствительность микрофона, и вам нужно будет поработать с вокалистом и подобрать наилучшее значение этого параметра, чтобы вокалисту было удобно работать с микрофоном, а он, в свою очередь, не «заводился».
Порядок настройки инструментов в принципе, произвольный. Никаких табу на этот счет не существует. Но существуют негласные правила, по которым обычно настраиваются инструменты. Я, и многие другие звукорежиссеры следуют именно этому правилу. Вначале настраивается ритм секция. Это обычно барабанная установка, перкуссия, бас гитара, потом аккомпанирующие инструменты, после этого солирующие инструменты, и последними строятся лидер-вокал и бэк-вокалы. Каждый инструмент сначала отстраивается отдельно, после чего -вместе с другими инструментами, причем нередко происходят ситуации, когда один из предыдущих инструментов приходится отстраивать заново из-за их частотной несовместимости.
Давайте теперь подробно разберем настройку каждого инструмента отдельно. В качестве примера возьмем самый распространенный состав современной музыкальной группы, это барабанная установка, бас-гитара, ритм-гитара (пусть будет акустика), соло-гитара, клавиши, лидер-вокал и два бэк-вокала.
Барабанная установка
В отличие от студии звукозаписи, на концертной площадке мы не окружаем барабаны микрофонами со всех возможных сторон. На малой концертной площадке обычно используют по одному микрофону на каждый барабан, один на Hi-Hat, и два Overhead для озвучивания тарелок. Существуют специальные наборы микрофонов, позволяющие озвучить стандартную барабанную установку на концертной площадке. Для большого барабана микрофон обычно располагают в отверстии наружного пластика, малый барабан и томы - цепляют на обручи самих барабанов, для хай-хета ставят сверху, а оверхеды устанавливают стандартно над всей кухней. Если вам попалась нестандартная барабанная установка, (некоторые барабанщики играют на двух малых барабанах, вешают ковбеллу на бочку или тамбурин на хай-хет) то отдельные элементы этой установки нужно будет подзвучить отдельно.
Прежде всего, надо хорошо настроить сами барабаны, как рабочие пластики, так и резонаторы. Хороший барабанщик сделает это без труда, но в процессе настройки звука, вы можете немного подкорректировать его настройку барабанов, если уверены, что общий звук бэнда от этого будет в выигрыше. Для настройки большого барабана, малого барабана и томов, вам возможно понадобится компрессор и гейт. Компрессор сделает звук большого барабана плотным, и не даст малому неожиданно «выстреливать» и перегружать канал пульта, а гейт очень хорошо убирает длинные «хвосты» томов и делает их звук резким и отрывистым. Но на самом деле все настройки – дело вкуса. Быть может вам нравится бухающая бочка без высоких частот и долго «поющие» томы. Главное, чтобы ваше видение музыки совпадало со вкусом музыкантов и слушателей…
Настроив отдельно каждый барабан, вы просите барабанщика поиграть на всей установке. Здесь возможно нужно будет сделать некоторые корректировки. Добились хорошего плотного звука всей установки, каждый барабан слышно отчетливо, никаких лишних призвуков и «грязи» нет. Молодцы! Барабанщика отпускаем и переходим к настройке бас-гитары.
Бас-гитара
Как всегда первое, что вам нужно сделать - это проверить общее состояние инструмента. Новые ли струны, исправен ли шнур, соединяющий гитару и комбик, и только после этого переходить непосредственно к настройке звука. Сначала басист сам настроит комбик, как ему нужно. В основном используются комбики с одним 15-ти или 18-ти дюймовым диффузором. Такие комбики обладают глубоким низким звуком и хорошо подходят для больших концертных площадок. Дело в том, что длина волны низкочастотных волн довольно большая, например у звуковой волны, частотой 60 Гц, длина волны около семи метров, то есть, чтобы услышать полноценный звук бас-гитары из такого комбика, от него придется отойти на достаточно большое расстояние. Поэтому для малых концертных площадок, где басист находится практически вплотную к комбику и не имеет возможности перемещаться по сцене, целесообразнее использовать специальные кабинеты, состоящие из нескольких 10-ти или 8-ми дюймовых динамиков. Такие комбики обладают довольно плотным низким звуком и хорошо «читаются» как вблизи, так и вдали от них.
Теперь вам нужно определиться каким образом вы будете снимать звук с комбика. Это можно сделать микрофоном, а можно снять звук параллельно с помощью дибокса. Лично я бы рекомендовал второй вариант, так как это позволит вам работать с чистым звуком бас-гитары, неискаженным настройками комбика. В процессе настройки может пригодится компрессор, чтобы сделать звук бас-гитары гуще и плотнее. Но опять же, все зависит от вкуса и стиля музыки, с которой работаете.
После настройки бас-гитары, снова пригласите на сцену барабанщика и попросите их поиграть вместе. На этом этапе могут возникнуть некоторые проблемы. Возможно, что звук бас-гитары будет маскировать звук некоторых барабанов. Исправить эту проблему можно внеся некоторые корректировки в частотную характеристику одного или другого инструмента. Теперь добейтесь оптимального баланса между барабанами и бас-гитарой, они должны звучать не как два отдельных инструмента, а как одно целое, плотно и густо. Настроив ритм-секцию, мы переходим к остальным инструментам. В принципе, их порядок не так важен, но все-таки желательно отстроить сначала аккомпанирующие инструменты, а только после - солирующие.