⭐www.topzvuk.com - Музыка для всех!
---------------------------------------------------
▶Концертная звукорежиссура
Работа звукорежиссера с живым звуком в условиях малой концертной площадки
часть вторая(первая через 5 минут)
Автор: Илья Бузовир
Клавиши
В качестве клавишного инструмента чаще всего используется синтезатор или MIDI-клавиатура. В основном играют на звуках фортепиано, органа, электропианино, скрипках, но звуки могут быть любыми. Настраивать клавиши особо не надо, надо только отрегулировать их уровень на пульте, и если надо, немного подкорректировать низкие и высокие частоты, хотя обычно и этого не требуется. Попросите клавишника поиграть на всех звуках, которые он будет использовать во время концерта. Очень важно, чтобы они были примерно одинакового уровня, так как в противном случае для вас будет неожиданностью, когда во время концерта вдруг «выстрелит» какой-нибудь орган, который в два раза громче, чем пианино. Отстройте уровень клавиш в порталах, в мониторе для клавишника и можете отпускать его с миром. А у нас на очереди ритм-гитара.
Акустическая гитара (ритм-гитара)
Как всегда, проверяем инструмент, тщательно его настраиваем, проверяем кабель и только после этого приступаем к настройке звука. Звук акустической гитары достаточно широк по частотному диапазону, но весь диапазон совершенно не нужен. Так как это не сольный гитарный концерт, а акустическая гитара выполняет роль ритм-гитары, то для самое главное, чтобы звук гитары был читаемым и не на первом плане. Используя широкий и богатый звук акустической гитары, вы рискуете его потерять в общем звучании ансамбля, и добавление громкости на микшере эту проблему не решит, а только прибавит общему звуку мутности и грязи. Поэтому частотный диапазон гитары нужно принудительно сузить. Я обычно срезаю низкие частоты и добавляю высоких, в этом случае гитара как сольный инструмент звучит неестественно, но в общем миксе очень хорошо читается и четко отслеживается ее ритм. Проделывая такие операции, не стоит забывать, что есть еще и гитарист, у которого свои понятия о звуке, поэтому настраивая звук акустической гитары в его персональном мониторе, следуйте его желаниям, чтобы получить наиболее приятный звук для самого музыканта. Работая с монитором не забывайте, что гитара – акустический инструмент - может возникнуть обратная связь и гитара «заведется». Чтобы этого избежать без ущерба для звука в мониторе, обычно используют специальные заглушки, которые закрывают отверстие в деке гитары.
Соло-гитара
С электрогитарой все иначе. В качестве источника звука используется комбик, звук которого обычно снимают микрофоном или несколькими микрофонами. Если не знаете, какой микрофон использовать, то возьмите Shure SM57, этот микрофон стоит недорого и достаточно часто используется для подзвучки гитарного комбика во время концертов, он хорошо передает насыщенность звука гитарного комбика и практически не искажает его частотную характеристику. Звуком гитары обычно занимается сам гитарист, он достаточно тщательно настраивает комбик и свои примочки так, чтобы звук стал именно таким, какой и должен быть. От звукорежиссера в этом случае требуется только немного подкорректировать звучание гитары в порталах, то есть сделать так, чтобы звук гитары в порталах не отличался от звука из комбика. Эффектами на гитаре обычно управляет сам гитарист, но бывает так, что гитара в общем звучании бэнда звучит сухо, в этом случае можно немного добавить эффекта реверберации или эха. Лично я люблю пользоваться коротким дилэем, он немного отдаляет гитару от слушателя и делает ее звучание более глубоким, особенно это актуально на медленных композициях.
После настройки всех инструментов, вызовите на сцену всех музыкантов, и попросите сыграть вместе композиции разных темпов и громкостей. На этом этапе нужно определиться с балансом инструментов, их панорамным расположением в звуковой картине, возможно придется сделать некоторые изменения в настройке того или иного инструмента, включить в канал динамическую обработку или добавить реверберации. Если вы находите динамический диапазон музыкального коллектива слишком широким, можете включить компрессор на порталы, хотя на малых концертных площадках, где слышен звук со сцены, это в редких случаях может пригодиться. Отстроив звук всего коллектива, переходим к отстройке вокала.
Лидер-вокал
Для лидер-вокала очень хорошо иметь отдельный, качественных предусилитель. Если это будет ламповый предусилитель, то звучание вокала будет намного насыщенней и искристее. Некоторые дорогие транзисторные модели тоже позволяют получать улучшенное звучание вокала. Обычно в такие предусилители включены полный параметрический эквалайзер и компрессор, так что можно настраивать вокал только на предусилителе, не затрагивая канал пульта. Отстроив звучание вокала в порталах, переходите на мониторы.
Вот тут-то и начинаются все проблемы, которые обычно присутствуют на малых площадках. Если все до начала отстройки мониторов звучало отлично, то теперь звук из мониторов начинает «лезть» в микрофон. Из-за малой площади сцены, мониторы нельзя расположить на должном расстоянии от вокалиста, а при расположении вплотную, микрофон начинает «заводиться», приходится делать монитор тише, но тогда вокалист перестает себя слышать.
Самый лучший выход – это снабдить вокалиста ушным монитором, это скрытый наушник, через который вокалисту можно настроить необходимый ему баланс инструментов. Но если возможности использовать ушной монитор нет, то неизбежно приходится задействовать отдельный эквалайзер для мониторной линии. Часто концертные звукорежиссеры носят с собой портативный прибор, позволяющий делать различные акустические замеры: АЧХ, противофазу, звуковое давление и тому подобное. Этот прибор часто облегчает работу звукорежиссеру во время возникновения неожиданных проблем. Например, если заводится микрофон, с помощью этого прибора можно быстро определить частоту, на которой происходит детонация и убрать ее на эквалайзере. Постепенно с опытом начинаешь определять частоты на слух, и прибор уже не нужен.
Из-за близкого расположения монитора к микрофону, детонация происходит на многих частотах, все их приходится вырезать на эквалайзере, и частотный спектр вокала в мониторе сильно обедняется. Это делает звук в мониторе очень неприятным для вокалиста, которому очень важно себя слышать, и чувствовать себя на сцене комфортно. Здесь нужно искать золотую середину между громкостью монитора и его частотной характеристикой. Возможно, придется переместить монитор подальше от вокалиста, сделать небольшую перестановку на сцене, ведь от обеспечения комфорта всем музыкантам зависит успех выступления.
Бэк-вокалы
Настройки бэк-вокалов практически не отличаются от настроек лидер-вокала. Конечно, они меньше значимы и имеют меньший приоритет, чем основной вокал, но это ни в коем случае не значит, что они заслуживают меньше внимания. Уделите особое внимание читаемости и прозрачности звука бэков. Во время выступления бэк-вокалы обычно отстраивают так, что они скорее угадываются, чем ощутимо звучат, но их присутствие делает звук насыщеннее, богаче обертонами и в целом красивее. У бэков может быть и другое назначение, например, они проговаривают значимую фразу, которая должна быть услышана. В этом случае, естественно, нужно донести ее до слушателя, и сделать звучание вокала соответствующим.
После того, как вы отстроили звучание бэнда со всеми вокалами в порталах, можно приступить к отстройке мониторов. На больших концертных площадках этим обычно занимается мониторный звукорежиссер, но на малых сценах концертный звукорежиссер обычно отвечает и за звук в зале, и за звук на сцене. В идеале, у каждого музыканта должен быть хотя бы один персональный монитор и еще должна быть пара мониторов, расположенных по бокам сцены (они называются прострелами). Прострелы нужны для того, чтобы все музыканты слышали общую звуковую картину. Внимательно выслушайте требования музыкантов к звуку в мониторах, и под их диктовку настройте баланс инструментов в каждом персональном мониторе отдельно, после чего настройте общую картину в прострелах. На малой концертной площадке звук из мониторов обычно сильно влияет на общий звук в зале, поэтому после отстройки мониторного звука, еще раз проверьте общее звучание в зале и сделайте, если нужно, необходимые корректировки.
На этом этапе с настройкой звука можно закончить, но не забывайте, что вы настраивали звучание группы в пустом зале. Когда зрительский зал наполнится, звук неизбежно измениться, так как зрители – очень хороший поглотитель звуковых волн. Будьте готовы к тому, что звук в зале станет немного глуше и тише, а музыканты непременно потребуют увеличения громкости мониторов. Во время настройки музыканты слышали «отдачу» от пустого зала, отражения от пола и стен. Когда же зал наполнится людьми, отражения от пола и от некоторых других поверхностей практически полностью исчезнут, и это нужно будет компенсировать увеличением громкости мониторов. К слову, микрофоны в полном зале заводятся тоже меньше.
Если вы работаете на большой сцене и расстояние между порталами и бэк-лайном (барабаны, комбики) больше семи метров, то некоторые инструменты придется подключать к линии задержки. Дело в том, что если разность хода звуковых волн превышает семь метров, то на слух ощутима задержка, то есть звук будет немного дробиться. Часто это происходит с малым барабаном. Так как малый барабан подзвучивается микрофоном, а этот звук выходит через порталы, то он первым доходит до слушателя, а через некоторое время до слушателя доходит со сцены «живой» звук малого барабана. На слух это воспринимается, как короткий повтор, как будто по барабану ударили 2 раза вместо одного. Чтобы избежать этого явления, учитывая расстояние между порталами и барабаном, в специальный процессор на канал малого барабана устанавливают задержку, чтобы «живой» звук барабана и звук его из портала доходили до слушателя одновременно. То же самое относится к другим громким излучателям, расположенным далеко от порталов (гитарные комбики, различная громкая перкуссия, тарелки и т.п.).
Выступление
Теперь давайте перейдем к выступлению. Звукорежиссер обязан очень хорошо знать материал музыкального коллектива, с которым он работает. Зная материал, вы сможете вовремя вывести микрофоны, когда вступают бэк-вокалы, в нужный момент обработать вокал или какой-либо инструмент эффектом и так далее. Во время выступления звукорежиссер так же должен следить за знаками музыкантов, если вдруг надо добавить или убрать громкость монитора, и за техническим состоянием оборудования. Под рукой всегда должны находиться хотя бы по одному резервному кабелю разных типов, так же резервные микрофоны и ди-боксы. Бывает, неожиданно на сцене ломается микрофон, начинает фонить кабель или просто, по непонятным причинам, пропадает сигнал в канале пульта. Вы всегда должны быть готовы оперативно отреагировать на поломку, найти ее причину и устранить, и сделать это надо как можно быстрее. Не забывайте в паузах убирать обработку с вокала, ну и поддержание нужного баланса на протяжении всего выступления – это основная обязанность концертного звукорежиссера.
Придя в первый раз на концертную площадку, вы, даже зная все, что необходимо знать, не сможете все сделать идеально. Потому что знать – это одно, а уметь – это совсем другое. Многие вещи приходят только с опытом. Со временем вы перестанете паниковать при возникновении неисправности во время выступления и сможете легко найти ответ на любой вопрос. Только с опытом вы сможете быстро и профессионально настраивать музыкальные группы разной сложности, оперативно реагировать на все обстоятельства и создавать красивые звуковые картины. Научившись всему этому, вы станете хорошим, уважаемым и востребованным звукорежиссером.