▓ Бочка. Довольно редко встречаются случаи, когда бочку помещают где-то еще, кроме как в середине, в точности между динамиков. Не то, чтобы неправильно помещать ее где-то еще, просто там она привычнее воспринимается. Интересно порассуждать, почему бочку помещают обычно в центре. Во-первых, бочка занимает большое пространство в мире образов, а в середине - больше места. Кроме того, бочка звучит громко, несет много энергии и привлекает наше внимание. Таким образом, помещая бочку в центр, наше периферийное зрение (и слух) может лучше увидеть другие звуки. Если вы сместите бочку в сторону – вы нарушите баланс. Кроме описанного выше, существует еще одна причина, основанная на физической реальности: когда звук размещен в середине, его доносят до нас два динамика вместо одного. Динамики разгружаются – это особенно касается таких звуков, как бочки и бас-гитары. Таким образом, и технически тоже хорошо, когда бочка размещена в центре. К тому же, бочка обычно стоит в середине большинства ударных установок. Вне зависимости от причин такого размещения бочки, это стало довольно строгой традицией. Попробуйте сдвинуть ее куда-нибудь – и вас обвинят в излишнем «новаторстве». Две бочки (double kick) представляют из себя интересную дилемму для панорамирования. Главный решающий фактор – насколько часто играется вторая бочка. Кто-то панорамирует их симметрично влево и вправо, кто-то помещает «главную» бочку в центр, а другую – панорамирует немного в сторону. Панорамирование бочек влево и вправо – довольно необычный ход, но иногда встречающийся. Я панорамирую их так только во время исполнения «дроби» на обоих бочках. ▓ Малый барабан. Малый барабан также чаще всего размещают в центре. Хотя некоторые инженеры смещают его немного в сторону – особенно в джазе – так как реальный малый немного смещен в установке. Если малый звучит громко (плотно, с сильным ревером, и т.п.) – скорее всего, его нужно поместить в центр. Из-за того, что он займет много места (подобно бочке). Любопытно, что малый часто размещают в центре, ведь он расположен чуть сбоку большинства ударных установок. ▓ Хайхэт. Хайхэт обычно размещают посередине одной из половин пространства. Это также любопытно, поскольку в действительности хайхэт совсем не расположен слева так же, как и любой другой звук. Как бы то ни было, даже в случае очень плотного микса, хайхэт все равно располагают смещенным в одну из сторон. Это тот самый случай, когда микс несет в себе «пространство». Между тем, в музыке house и хип-хоп хайхэт не только помещают где угодно, он также движется во время звучания и даже иногда панорамируется с задержкой с левого края на правый. ▓ Томы. Чтобы обеспечить максимально «живое» звучание, томы обычно полностью раскидывают слева направо и наоборот. Для обеспечения более «натурального» звучания, томы иногда панорамируют в точности с их расположением в ударной установке. Напольный том обычно размещают сбоку. Тем не менее, иногда его помещают в середине – по тем же соображениям, что и бочку, и бас-гитару. Дискуссия по размещению томов поднимает интересный вопрос: должны ли томы размещаться в соответствии с точкой зрения барабанщика – или аудитории? Те, кто привык слушать живой звук, вряд ли будут в восторге от расположения томов слева направо, но многие инженеры панорамируют их именно так. Если группа записывается "вживую" или имитирует такую запись, тогда томы следует размещать по отношению к аудитории, т.е. справа налево. Хотя, казалось бы, не имеет большого значения, как панорамируются барабаны в миксе, большинство людей остро чувствуют эту разницу, так что необходимо соответствовать предпочтениям людей, для которых вы работаете. Но может оказаться скучным размещать томы все время одинаково. ▓ Тарелки. Тарелки обычно записываются в стерео на два трека и затем равномерно распределяются направо и налево. Это обеспечивает максимальное разделение тарелок и распределение стереообразы. Конечно же, образ тарелок зависит от размещения микрофонов. Если вы поместите микрофоны так далеко, насколько это возможно, вы получите широкое распределение тарелок между динамиками. Кроме того, у вас есть большой шанс получить большой вычет фазы. Если вы поместите микрофоны рядом с друг другом, используя технику «Х», то получится меньшее распределение между динамиками. Кроме того, образ тарелок получится чище, так как не будет вычета фазы. Чем ближе к тарелкам расположены микрофоны, тем чище и приближеннее получается образ между динамиками (поместите микрофон ближе к чему-либо и получите больше эффекта присутствия), но при этом тарелки будут звучать более остро, что может быть неплохо для рок-н-ролла. ▓ Бас. Образ бас-гитары обычно панорамируется в середину, из-за своей величины, как и бочка. В джазе и подобных музыкальных стилях бас-гитару панорамируют немного в сторону. Кроме того, бас обычно панорамируют в сторону, если исполняется соло. В этом случае бас звучит гораздо ярче и выделеннее. Когда бас звучит тускло, имеет смысл оставить ему больше место, разместив его немного в стороне. ▓ Вокал. Стало уже чем-то вроде закона размещать лидер-вокал в середине. Большинство посчитает вас большим «новатором», если вы сделаете иначе. Но это может быть приемлемым, например, в случае, если песня – о поведении, выходящем за обычные рамки. Если вокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помощью временного эффекта, полученные треки распределяются равномерно налево и направо. Например, на 11:00 и на 01:00. Иногда их панорамируют на 10:00 и на 02:00. А иногда и вовсе до конца – налево и направо. ▓ Бэк-вокал. Панорамирование бэк-вокала часто зависит от аранжировки вокала. Если есть только оди бэк-вокал, он редко панорамируется в центр, поскольку он встретит на пути основной вокал. Вы можете сместить его немного в ту или иную сторону, но это сделает микс разбалансированным. Обычно, единственный бэк-вокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помощью временного эффекта. Затем он панорамируется в стерео – таким образом получается сбалансированный микс. Если есть два бэк-вокала, поющие в унисон, и вы размещаете их направо и налево, то в результате у вас получится «линия» бэк-вокалов. Если бэк-вокал состоит из нескольких гармонических частей, у вас не получится «вытянуть» их вместе. Чем больше различий в звучании голосов, создающих гармонию, тем меньше они будут смешиваться, оставаясь разделенными. Если один и тот же человек споет все партии, то они смешаются гораздо лучше. Бэк-вокалы обычно записываются в стерео, даблтреком или с помощью временнОго эффекта, и затем распределяются слева направо. Как видите, есть много различных возможностей. Музыкальный стиль также накладывает ограничения на панорамирование. Например, в кантри – большинство инженеров спанорамируют бэк-вокал только с 11:00 до 01:00 или с 10:00 до 02:00, чтобы произвести впечатление «связностью» гармонической группы. ▓ Рояль. Солирующий рояль почти всегда панорамируется в стерео слева направо. Басы панорамируются налево, а более тонкие струны – направо, потому что таково расположение клавиш. Забавно, что это довольно строгое правило во всем, что касается панорамы. Вам лучше застрелить пианиста, чем панорамировать высокие струны налево. Вам это может показаться странным, потому что, если вы стоите перед пианино, то высокие струны окажутся слева. Тем не менее, даже при живом исполнении, с использованием усиления звука, низы роялей панорамируются налево. В миксе, рояль панорамируется обычно в полное стерео, потому что так он звучит наилучшим образом, если есть место для стереообразы. Стереообраз занимает много места в миксе; как бы то ни было, в определенных музыкальных стилях, таких как кантри, даже при очень плотном миксе – пианино панорамируется полностью слева направо. Иногда его немного «вытягивают» или смещают немного в одну сторону, оставляя больше места для других звуков. В особенно плотных миксах пианино панорамируют в одно «пятно», оставляя место всему остальному миксу. Панорамирование также зависит от типа части исполняемой музыки. Если много длящихся долго аккордов, то следует панорамировать в полное стерео. Если много отрывистых нот – можно панорамировать в одно «пятно». Вот, кстати, еще один аргумент для панорамирования барабанов с точки зрения барабанщика – если вы разместите хайхэт справа, он будет скрыт за высокими струнами пианино. Хайхэт будет меньше замаскирован, если поместить его слева. Если у вас недостаточно треков, чтобы записать пианино в стерео, вы можете панорамировать пианино слева направо, в зависимости от того, какие ноты играет пианист – нижние или верхние. Если нижние – панорамируйте влево, если высокие – вправо. Дешевое стерео, но это работает. ▓ Гитары. Панорамирование гитар основано на тех же правилах, что и для пианино и клавишных. Если вы хотите, чтобы гитара зазвучала более интересно или «присутствующе» - попытайтесь сделать «сгущение» в стерео. ▓ Духовые/струнные. Любопытно, что духовые и струнные почти всегда полностью распределены в стерео слева направо через все стереополе. Духовые и струнные могут быть записаны более чем одним микрофоном, сыграны дважды или с помощью временного эффекта может быть получено стерео. Духовые и струнные могут не распределяться полностью в стерео (частичное стерео или моно) – если в миксе недостаточно места. ▪ #Искусство_сведения  А в т о р :  David Gibson (Дэвид Гибсон)  П е р е в о д : неизвестно ⓟⓡ⓪ⓐⓤⓓⓘⓞ