ТопЗвук Россия - сообщество о звукорежиссуре. #TopZvuk Кен ДеЛориа Что нужно понимать в первую очередь. Часто употребляемый в про-аудио термин «настройка помещения» на самом деле подразумевает «оптимизацию системы». И на протяжении многих лет, мы используем для этой цели множество средств, которые должны привести (или действительно приводят) к желаемым результатам. Но оптимизация системы - это не только кручение ручек (виртуальных или физических) до тех пор, пока все не начнет звучать хорошо. Конечно, вы можете этим заняться при определенных обстоятельствах, если у вас есть на это время, но скорее всего, этот процесс не приведет вас к максимально высокому уровню работы. Я обдумывал эту тему много лет, также хочется обратить внимание на богатство существующих справочных источников (статей и книг), которые (на разной глубине) предлагают твердые и полезные сведения о ремесле. Мне показалось, что не во всех этих справочниках было уделено должное внимание основным практическим вещам, которые должны быть рассмотрены, прежде чем мы перейдем непосредственно к процессу оптимизации системы. Об этом и поговорим. Ключевые Вопросы Мероприятия бывают разные. Некоторые достаточно просты - используются только левый и правый громкоговорители по краям сцены, которые иногда смонтированы на стойках, иногда стоят на полу (граунд-стек), иногда подвешены. Эта работа – эквализировать и обеспечить максимально возможно ровное покрытие только от двух источников звука, достаточно проста, поэтому вам не нужно тщательно сверяться с ежедневником, чтобы спланировать ее. Иногда, однако, это не так просто и очевидно. Если событие - корпоративная презентация, или, возможно - театрализованное представление с оркестром в оркестровой яме, то каким должен быть оптимальный громкоговоритель, чтобы дополнить его? Наша цель - убедиться, что каждый зритель получит приятное для себя переживание, и это нелегкая задача. Сколько времени потребуется, чтобы составить план, разработать систему, установить её, а затем оптимизировать? Вот теперь пришло время свериться с ежедневником и обсудить разумные сроки с организатором. Время - деньги, особенно при аренде топовых площадок с использованием многочисленного персонала, поэтому – чем быстрее вы можете выполнить эффективную работу, чем больше клиент, скорее всего, будет впечатлен и будет готов обратиться к вам в будущем. Потребуются ли фронт-филлы? Они помогают добиться корректного покрытия передних рядов, куда не могут добраться основные громкоговорители, имеющие конкретный угол горизонтального раскрытия. Более конкретный пример - живая музыка из оркестровой ямы заглушает вокалиста в первых нескольких рядах. Это можно смягчить, добавив только вокал в компактные, низкопрофильные фронт-филльные громкоговорители. (Подсказка: для фронт-филлов используйте выход с матрицы консоли.) Как насчет балкона? Есть места на нём и под ним? Обе зоны, как правило, обнаруживают акустические характеристики, отличные от мест перед оркестром. Возможно, имеются ложи, или боковые ярусы балконов - каждому месту нужно уделить внимание. В конечном счете, вероятно, этим районам потребуется подкрепление из дополнительных громкоговорителей. Так вот, фокус в том, что все эти громкоговорители, работающие в нескольких зонах, должны быть объединены вместе таким образом, что звуковая энергия в одной области не вызывала проблем в другой области. Если помещение «средне-отражающее», то согласование взаимовлияющих областей является обязательным и может быть одним из наиболее сложных аспектов оптимизации системы. Если помещение с высокой отражающей способностью, то проблема растет значительно сильнее, и в вашем ежедневнике должно быть запланировано достаточно времени, чтобы сделать работу правильно. Точно и неокрашенно Это заставляет меня рассмотреть концепцию создания «плоской» системы против эквализации по каким-то кривым. Подумайте - вы хотите, чтобы ваша консоль изменяла частоту и фазу на каждом канале в произвольном режиме? Конечно же - нет. Возможно, вы хотите применить на данном канале EQ, динамику, дилей, эффекты. Но как далеко вы уйдете, если там уже имеются скрытые отклонения от плоских АЧХ и ФЧХ или эффекты, на которые вы не можете влиять? Вы потратите все свое рабочее время танцам вокруг такого препятствия, вместо оптимизации музыкальности и разборчивости исполнения. То же самое и с акустическими системами. То, что в них приходит, то и должно выйти. Ни больше, ни меньше. Вы можете применить какие-то кривые на мастер-EQ, если вам нравится, но базой (основой) системы должен быть отклик настолько плоский, насколько вы можете его таким сделать за то время, что у вас имеется. Довольно просто добавить низких или высоких частот (или того и другого) для хип-хопа, дэнс, металла (или любой другой музыки), чтобы ошеломить слушателей. Но совсем другая история - когда эти перегибы (и я не говорю, что в них ничего плохого) не просто добавлены в точную и неокрашенную систему, а жестко прошиты в ней по умолчанию. Когда желаемый плоский отклик будет достигнут в качестве отправной точки, то процесс «тюнинг по вкусу на слух» проходит быстрее, проще, и гораздо эффективней. Вместо горы низа, вы будете иметь определенность. Тональность бас-гитары не будет похоронена в бочке, и наоборот. Некоторые звукоинженеры смотрят на «кривые равной громкости» (кривые Флетчера-Мансона) и приходят к выводу, что хорошая акустическая система должна иметь разную реакцию на разных уровнях звукового давления, но нужно понимать ошибочность суждений этих восхитительных исследователей. То, что Флетчер и Мансон определили – так это то, что человеческий слух имеет различную чувствительность на разных частотах, и что на неё также влияет увеличение или уменьшение звукового давления (SPL). Это вовсе не значит, что звуковая система должна изменять свои характеристики при изменении уровня звукового давления. Совсем наоборот, она, как правило, должна остаться абсолютно ровной, независимо от оперируемого уровня. Последовательность Конечно, есть и исключения. Если система оперирует на низком уровне звукового давления, например - фоновая музыка в шумной обстановке, то небольшое увеличение НЧ и ВЧ даст больший эффект присутствия. Но если это система звукоусиления, предназначенная для управления вниманием аудитории, то ей следует обеспечить максимально плоский отклик. Это может показаться запутанным, поскольку многие звуковые системы при увеличении мощности начинают звучать резко, с искажениями, особенно - когда они подходят к своей максимальной мощности. Это обоснованно вызывает в сознании FOH-инженера желание уменьшить содержание высоких частот для сохранения ушей, если не всех, то хотя бы – его собственных. Но это не имеет ничего общего с кривыми Флетчера-Мансона. При идентичном SPL звук с искажениями гораздо более разрушителен для человеческого слуха, чем чистый и точный звук. Это связано с увеличенным содержанием гармоник, что происходит, когда НЧ, СЧ, и ВЧ динамики работают в «режиме распада», что означает, что они не только воспроизводят входной сигнал, но и добавляют гармоники от собственных искажений, которые не присутствуют в исходной программе. Это относится и к усилителям, работающим на грани клипирования, а также к предусилителям, микрофонам, и обо всём другом в цепи сигнала. Словом, когда возникают искажения - это не звучит хорошо. К сожалению, некоторые практиционеры намеренно добиваются искажений в каком-либо месте системы, потому что, по их мнению, это представляет собой «жир», богатый звук. Жир - может быть, но к музыке это не имеет никакого отношения. Субтрактивная эквализация Давайте предположим, что у вас есть пять зон для выравнивания (эквализации): левый, правый, фронт-филлы, под балконом и на балконе. Мы уже говорили о фронт-филлах; вообще говоря, они должны быть сбалансированы так, чтобы вокал, или другой программный контент звучал естественно и полно. Но, подождите, это не все! Всегда следует начинать эквализацию фронт-филлов, прислушиваясь, и - убеждаясь, что вы добились сбалансированного звука с крупнейшими и наиболее мощными акустическими системами или кластерами (массивами). Они почти всегда дают больше низа, чем это необходимо в большинстве зон помещения, и поэтому, перед тем, как дополнить звук от небольших фронт-филлов, удалите из их микса весь низ, потому что он уже поступает от основной системы. Следовательно, фронт-филлы могут звучать гораздо громче, по мере необходимости, если они не содержат лишнего НЧ-контента. Так что – эквализируйте их во время работы основной системы и используйте их, чтобы «заполнить» их той частью слышимого спектра (или программного контента), которая выпадает в зонах, на которые они работают. Чтобы освоить этот процесс, уйдет некоторое время, применение системы измерений помогает сделать все точно и надежно. Кстати, я предлагаю не делать это только на слух, хотя некоторые уши хороши, безусловно. Просто наш слух не настолько ориентирован, чтобы заменить анализатор спектра высокого разрешения. Тот же субтрактивный подход (вычитание эквализации), может быть с большой эффективностью использован для эквализации громкоговорителей задержки, будь они под балконом, над балконом, или еще где-нибудь в помещении. Перед этим потрудитесь просто послушать этих динамики (чтобы выяснить, что они исправно работают), и оцените энергию, которая идет от основной системы. И вы уже в уме скорректировали спектральный состав в тех зонах, которые они охватывают. (Верно?) Звуковая энергия, прибывающая на балкон и под балкон – одинакова? Или имеется перекос (скорее всего)? Задача: использовать громкоговорители в этих регионах, чтобы «залить» те участки спектра, которые не прибывают от основной системы. И не забывайте выставить для них время прибытия звука, от них требуется поддержка, а не столкновение с основной системой, иначе результатом будут всякие мерзкие гребенчатые фильтрации. Далее: за счет эквализации громкоговорителей задержки обеспечивается спектральная энергия, которая не предоставляется от основных громкоговорителей, и значительно сокращается возбуждение реверберационного поля в помещении. Вы всегда можете добавить реверберацию позже, если ее не хватает, гораздо труднее избавиться от ее излишков. Как было отмечено ранее - это только толчок для запуска мыслительного процесса. Существует множество дополнительных процедур, которые помогут в дальнейшем перейти от «приемлемого» к красивому звучанию! Кен ДеЛория, ветеран аудио-индустрии, основатель компании Apogee Sound, обладатель TEC Award за громкоговоритель AE-9, участвовал в настройке сотен аудио-систем. Спасибо за перевод статьи: http://livesoundjournal.ru, http://churchsound.livejournal.com