ТопЗвук Россия - сообщество о звукорежиссуре. #TopZvuk
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕРЕД МИКРОФОНОМ: ВОКАЛ И НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Человеческий голос - один из самых трудных для записи источников звука. Во-первых, он обладает острой направленностью. Во-вторых, при чтении текста звук человеческого голоса представляет собой импульсный сигнал, который ярко проявляет недостатки акустики помещения. В третьих, ни один из источников звука не обладает таким разнообразием. Взрывные согласные ("б", "п") сочетаются с распевными гласными, а плохослышные "импульсные" согласные "к", "т", "п" сочетаются с свистящими и шипящими "с"," ш", "щ".
Получается, что человеческий голос объединяет звуки, к которым звукорежиссер не может подойти с одной меркой. Вот мы и слышим часто записи, где полетные, хорошо реверберированные гласные сочетаются с близкими шипящими, а буква "с", посланная на плохой цифровой ревербератор, выглядит совершенно инородным, неестественно долгим звуком. Добавим к этому довольно большое количество шумов, особенно, если поставить микрофон слишком близко – это вдохи, различного рода чмоканья, высокочастотная сипотца.
У обычного (не "поставленного") человеческого голоса спектр не превышает 2…3 кГц. Работа по постановке голоса во многом направлена на расширение частотного спектра, и оперный голос достигает 5….7 кГц. Существует две певческих форманты: низкая 300…500 Гц, и высокая 2…3 кГц, которая придает голосу звонкость и выделяет его из целого оркестра. Характерной особенностью человеческого голоса является плохо выраженный основной тон, а вторая гармоника звучит в несколько раз громче. Очень многое в звучании певческого голоса зависит от школы его постановки. Хорошо поставленный голос имеет довольно равномерную громкость во всех регистрах. Но среди певцов часто распространен прием исполнения, который на музыкантском жаргоне иногда называется "пускать пузыри", когда удобные, резонирующие, эффектные ноты поются децибел на десять громче других. В таких случаях спастись от перегрузок можно только с помощью компрессора.
Нельзя ставить микрофон слишком близко, так как в этом случае тембр голоса, рассчитанного на большой зал, получится надсадно-хриплым из-за большого количества высоких частот, присутствующих в звуке. Для яркого оперного голоса расстояние до микрофона может достигать трех метров. Но вокалистам почему-то присуще стремление подойти к микрофону как можно ближе. Есть два способа "зафиксировать" местоположение певца: можно поставить перед ним пюпитр, а можно установить дополнительный микрофон, в который он будет петь. (Подключать к пульту его не надо...)
При записи концертов, в которых применяется звукоусиление, очень удобно установить микрофон записи на том же "журавле", что и микрофон усиления, но на 30…40 см ближе к вертикальной части. Для этого надо иметь специальное крепление, иногда называемое "паразит". Но такую установку должен осуществлять квалифицированный инженер, чтобы не возникли проблемы с "разными землями". При записи дикторского текста звукорежиссеры по традиции обычно стремятся к полному исключению акустики комнаты: дикторский текст всегда звучит сухо, отчетливо, и не ассоциируется с реальным помещением. И наоборот, при записи художественного чтения или театральных постановок я рко начинает проявляться эффект присутствия на спектакле, когда голос актера обогащается акустикой зала и воссоздается театральный интерьер.
Для получения близкого плана расстояние до микрофона у диктора гораздо меньше, чем у певца. Из-за острой направленности голоса сразу становится слышным изменение плана звучания, даже если диктор немного отвернулся от микрофона - скажем, начал читать следующую страницу.
Человеческий голос при записи пения очень хорошо отзывается на реверберацию. При медленном темпе пения она может быть очень длинной, надо только обеспечить задержку в 30…50 мс, чтобы не пострадала дикция. А вот частотную коррекцию надо вводить очень деликатно. Широко применяются параметрические эквалайзеры на частотах, совпадающими с формантами голоса. Хорошо известный "фильтр присутствия" (presence), собственно, и был разработан, чтобы высветлить зону 2…3 кГц.
Русские народные инструменты
Оркестр русских народных инструментов, созданный в начале века Василием Андреевым, построен по подобию симфонического. Группе смычковых инструментов соответствуют домры, которые делятся на четыре группы: первые, вторые, альтовые и басовые, выполняя функцию скрипок, альтов и виолончелей соответственно. Обычно они играют самые важные партии в оркестре. В оркестрах применяются трехструнные домры, только солисты играют на четырехструнных. Их строй совпадает со скрипичным, репертуар часто тоже. Балалайки также на делятся на четыре группы: примы, секунды, бас-балалайки и контрабас-балалайки. Последние – это аналоги контрабасов, а примы и секунды – это, скорее, смычковые, играющие пиццикато. Все перечисленные инструменты имеют лады, и тем самым избавлены от фальши.
Традиционный прием игры на домрах и балалайках - тремоло. Скорость тремоло определяет его незаметность и, следовательно, качество исполнения. Тремолирующее звучание большого количества инструментов создает пульсирующий звук дивной красоты. Я слышал запись оркестра народных инструментов в квадрафонической записи, и мне его звук напомнил шум моря, безбрежность которого образуется из множества неосознанно локализуемых точек. При записи малых составов тремоло представляет некоторую проблему, в нем слышен "металл", как бы подзвякивание. Качество звучания тремоло в небольшом составе можно улучшить путем применения задержки в 8, 15 и 30 мс, что учащает его и создает ощущение увеличения числа играющих.
Домры и балалайки имеют недостаточно выраженную форманту в районе 400…500 Гц - им, так сказать, не хватает "баса". Подъем этой области частот с помощью параметрического фильтра выделяет основной тон, делает звук объемным и глубоким. Но чрезмерный подъем форманты вызывает подчеркивание стука от удара медиатором или пальцами по струнам.
Микрофон выгодно располагать на небольшом расстоянии от инструмента (около 60 см), направляя его на нижнюю часть деки. При парной игре за одним пультом головка микрофона должна находиться у правого (от исполнителя) нижнего угла пюпитра и быть направленной в равной степени и на одного, и на другого музыканта. При записи дуэтов можно на музыкантов направить стереомикрофон с углом раствора 120о. В этом случае исполнители должны сидеть вполоборота друг к другу.
Гитара в европейской практике относится к академическим инстументам, но в России она традиционно "зачислена на кафедру" народных. Гитара, наряду с участием в составе народного оркестра, выступает как сольный концертный инструмент или как сопровождение голоса. Классическая акустическая гитара - негромкий, скорее даже тихий инструмент, и это необходимо учитывать при записи. Впрочем, это сильно зависит от манеры игры.
Существуют две основные разновидности гитары, в зависимости от материала применяемых струн: с синтетическими нейлоновыми, и с металлическими. Материал струн существенно влияет на характер звучания и особенности техники звукоизвлечения.
Синтетические струны – это первые три струны гитары, а три басовые имеют медную, бронзовую, латунную либо серебряную канитель, навитую поверх шелковых нитей. Синтетические струны имеют мягкий, но плотный звук с небольшим количеством обертонов.
Металлические струны - более жесткие. Басовые металлические струны также имеют канитель, чаще всего стальную, навитую на стальную струну. Металлические струны имеют яркий, звонкий тембр с большим количеством гармоник.
Очень большое влияние на характер звука оказывают способы звукоизвлечения. Различают ногтевой и безногтевой способы. При первом способе игры струны сначала касается кожа кончика пальца, а затем ноготь. Кожа обеспечивает плотность звучания, ноготь – яркость, звонкость. При безногтевом способе звук становится тусклым, размазанным, с нечеткой атакой и заметными "чиркающими" призвуками, поэтому профессиональные классические гитаристы применяют только ногтевой способ. Однако иногда, когда на акустической гитаре пальцами играют эстрадные гитаристы, обычно пользующиеся медиатором, можно столкнуться и с безногтевым способом. Этим же способом часто играют гитаристы-любители (барды и т.п.). У исполнителей фламенко более длинные ногти, чем у "классиков", и коже кончика пальца в звукоизвлечении не участвует, поэтому звучание гитары в музыке фламенко более жесткое и звонкое, чем в классическом репертуаре.
В зависимости от места извлечения звука на струне, у порожка или у грифа, звучание гитары может соответственно становиться жестким, похожим на клавесин, или мягким, как у арфы.
На металлических струнах пальцами играют реже – чаще медиатором (плектром). Он дает твердую атаку с жестким звуком, но атаку можно смягчить, перемещая место удара по струне ближе к грифу, и меняя угол наклона плектра. У недостаточно профессиональных гитаристов бывает, что удары плектром по струне вниз и вверх отличаются по силе и тембру, что приводит к пестроте звучания.
Запись классической гитары не так проста, как может показаться.
Динамический диапазон гитары - около 20 дБ. Частотный диапазон гитары для основных тонов от 73 до 1200 Гц, а спектр простирается до 9 кГц. Частота и уровень формант сильно зависит от объема, формы и материала корпуса.
Для записи гитары, исполняющей аккомпанемент, обычно ставится один микрофон, который направляется на струны в район розетки (рисунок 1 поз. 1). Перемещение микрофона к подставке и нижней части деки (поз. 2) делает тембр менее глубоким, с подъемом середины. Поместив микрофон у грифа (поз. 3), получают в звуке выраженную низкую середину и более открытый верх.
Если записывается классический концертный гитарный репертуар, обычно применяют многомикрофонную технику, используя акустику помещения.
Расстояние от микрофона до инструмента в каждом случае выбирается индивидуально в зависимости от условий записи: это может быть наличие посторонних шумов, от которых нужно отстроиться, или неаккуратная игра гитариста, когда становится слышна работа левой руки: дребезг о лады плохо прижатых струн, свист пальцев о струны при скольжении по грифу и т.п.
При записи исполнителей авторской песни со скромными вокальными данными иногда возникает проблема баланса голоса с гитарой, которая звучит громче и "лезет" на вокальный микрофон. В этой ситуации можно посоветовать применить для голоса двусторонний микрофон (поз. 4). Своей "неслышащей" стороной он будет обращен к гитаре.
Еще один популярный народный инструмент - баян. В оркестре он играет роль духовой группы. Баян имеет очень богатые выразительные возможности, и часто используется как сольный инструмент. Однако, специальный репертуар баяна довольно ограничен, и вследствие этого существует много переложений для баяна. Собственно, от баяна ничем не отличается его европейский брат – аккордеон.
Баяны бывают готово-выборные и более простые готовые. Одной из проблем записи баяна является большое количество шумов: стук клавиш, переключателей регистров, шум воздуха при смене меха, скрип ремня. Все эти шумы оказываются ближе по плану, чем полезный звук, что становится особенно заметным при применении искусственной реверберации.
При записи сольного баяна можно воспользоваться тремя микрофонами (рисунок 2, поз. 1): два мономикрофона будут направлены на левую и правую клавиатуры, причем несколько из-за спины музыканта - это ослабит стук клавиш. Если этим и ограничиться, то можно получить звучание как бы двух независимых инструментов. Для получения единого звучания впереди перед инструментом ставится стереофонический микрофон (хотя возможен и мономикрофон). При записи органного репертуара желательна достаточно глубокая коррекция по низким частотам - она придаст звучанию бархатистость, объемность и глубину, сходную со звучанием органа.
Особенно эффектно можно записать сольный баян, если применить PZM-микрофоны. Они придадут звуку баяна большую глубину по низким частотам. Микрофоны укладываются на полу вокруг музыканта, образуя примерно равносторонний треугольник с вершиной на месте нотного пюпитра (поз. 2). Ковра под ними не должно быть, и пол должен быть как можно более жестким, но не резонирующим. Если, из-за некоторого подъема высоких частот, свойственного этим микрофонам, окажется подчеркнутым стук кнопок, сигнал можно слегка откорректировать. Кстати, любые микрофоны, установленные у левой и правой клавиатур, надо обязательно располагать немного сзади, чтобы этот стук немного уменьшить, и сужать их базу, чтобы в записи не получилось звучания двух различных инструментов.
В народном оркестре часто используются деревянные духовые инструменты, такие, как флейта и гобой, который в этом случае исполняет роль народного рожка. Для создания характерного народно-жалеечного тембра микрофон для гобоя ставится между ног музыканта и направляется прямо в раструб инструмента.
Оригинальным инструментом народного оркестра являются гусли, которые бывают двух видов: щипковые и клавишные. Звук щипковых гусель подобен арфовому. Маленькие щипковые гусли называются "гусли звончатые". Клавишные гусли имеют клавиатуру объемом в октаву, и демпфер на всех струнах. Когда происходит нажатие какой-нибудь клавиши, то на этой ноте демпфер во всех октавах снимается, и если провести медиатором по всем струнам, то эти ноты во всех октавах остаются звучать. Гусли обычно используются в качестве аккомпанемента. Запись сольных клавишных гуслей не вызывает проблем, если не считать большого количества паразитных ударных шумов, возникающих вследствие глиссандо по тем струнам, которые зажаты демпфером. Микрофон на гусли хорошо ставить снизу инструмента, чтобы уменьшить шумы звукоизвлечения.
Присутствие ударной установки в народном оркестре создает дополнительные трудности, потому что она может оказаться гораздо громче и звучать более гулко, чем все другие инструменты оркестра. Другое дело, что существует множество подлинно народных шумовых инструментов: разнообразных трещоток, бубнов и т.п. Они часто имитируют звучание традиционных оркестровых ударных: сковороды вместо гонгов, сухие березовые чурки вместо коробочек и т.д.
Подытоживая рассказ об оркестре народных инструментов, скажу еще, что он хорошо и красиво звучит с общей искусственной реверберацией на весь состав.
Петр КОНДРАШИН
ИСТОЧНИК: Журнал "625"